понедельник, 21 марта 2011 г.

Эссе Татьяны Говор.

Инновация - это внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов. Для меня инновационные методы работы с подростками и молодежью – это интерактивные методы обучения. Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова interact (inter— это взаимный, act — действовать). Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). 


Различные виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить свои личные интересы с общими. В сообщности сверстников, где взаимодействия строится на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток вырабатывает необходимые взрослому человеку коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Сознание групповой принадлежности, солидарности дает подростку чрезвычайно важное чувство ответственности за себя и за других. Участие в подростковой группе может так же служить средством коррекции подростка и компенсацией нарушений его отношения в семье, школе.

В своей работе я использую много интерактивных методов. Но последнее время моими любимыми методами стали акции, деловые игры и флэшмоб. Мне, как и вам,  приходится проводить много профилактических мероприятий с подростками. На мой взгляд, важным элементом профилактических мероприятий является передача информации и мотивация подростков к инновационному поведению: т.е наполнение их деятельности позитивным смыслом, включение в улучшение качества собственной жизни и жизни окружающих, формирование активной жизненной позиции. 

Но для того, чтобы подтолкнуть подростка к изменениям, необходимо говорить с ним на одном языке. Распространение информации через проведение школьниками тематических акций для сверстников является наиболее эффективными, поскольку такой способ трансляции не вызывает сопротивления. Среди подростков я нахожу потенциальных лидеров, обучаю их, мотивирую к передаче полученной информации и опыта членам своей целевой группы. Я провожу три акции «Я выбираю жизнь!», направлена на профилактику суицидов среди подростков, Акция «Имею право!», направлена на знакомство подростков с правами ребенка и акция «Живи здорово!», направлена на популяризацию здорового образа жизни среди подростков. Акции проводят волонтеры – члены клуба «Внутренний мир», кандидаты в члены клубов ЮНЕСКО. 

Содержание акций включает тематические игры, конкурсные игры, спортивные и интеллектуальные состязания, демонстрацию электронных презентаций  с акцентом на здоровье и развитием позитивной мотивации к здоровому образу жизни. В ходе акции раздается тематическая информация в виде буклетов, пожеланий, мотиваторов или позитивных высказываний. Акции могут быть как однодневными, так и проходить в течении нескольких дней. Длительность каждой акции должна составлять не менее 1,5 часов.  Для привлечения детей к участию в длительной акции я ввожу систему жетонов. Каждый участник после мероприятия получает жетон, который дает ему право участвовать в розыгрыше главного приза. 

Например, при проведении акции «Живи здорово!», которая длится три дня, участники при наличии трех жетонов участвуют в розыгрыше главного приза. Мы также стараемся поощрить и активных участников через розыгрыш маленьких призов, раздачу сладостей и памятных медалей и дипломов. В конце акции мы показываем фильм в жанре социальной рекламы, которые сделали сами дети. Он называется «Открой свой мир увлечений». (Просмотр видеофильма). 

Идеи профилактики должны быть ориентированы на молодежь и представлены методами, идущими из народа. Именно такой идеей стал флэшмоб. Флэшмоб уже успел обзавестись солидным количеством последователей и поклонников. Участники получают удовольствие от кажущихся абсурдными действий. Не смотря на то, что флэшмоб  бессмыслен  сам по себе,  его  можно наполнить любым содержанием, но всегда объектом воздействия будут сами моберы. Участники получают опыт партнерского взаимодействия, стратегического планирования, умения работать в команде, возможность реально проживать события, освобождаясь от напряжения, стресса, гармонизируя переживания. У себя в школе я провожу два флэшмоба. Они являются мероприятиями акций «Я выбираю жизнь!» и «Имею право!». 10 сентября дети на  трех переменах совершали некие действия: первый раз они вышли с плакатами «Я выбираю жизнь!», на следующей перемене они ходили с плакатами «Съешьте сладенькое и депрессия пройдет!» и раздаривали чупа-чупсы окружающим. На третьей перемене они устроили салют их мыльных пузырей. Это было так трогательно. 1

9 ноября в преддверии всемирного дня ребенка дети собрались в фойе школы, построились паровозиком, первые ряды несли плакат «Права ребенка  - наши права!». Дети подошли к кабинету директора и проскандировали: «Права ребенка – наши права!». На следующей перемене они устроили игры, а потом играли с воздушными шарами и раздаривали их младшим школьникам со словами : «Ты ребенок и ты имеешь права!». На следующий день мы провели акцию «Имею право!» с учащимися 5-х классов. 

Привлекая молодежь к профилактической работе, мы объединяем людей, которые знают подростковую субкультуру изнутри, что позволяет гораздо легче установить доверительный контакт с целевой группой. Мы оказываем влияние на тех, кто включается в работу в качестве Лидеров, - они получают навыки группового лидерства, опыт помощи другому человеку, опыт общения, управления группой, опыт ответственности за происходящее.

Это дает подростку возможность удовлетворить свое стремление быть взрослым, получить права и функции, которые традиционно принадлежат взрослым, расширить кругозор и сформировать гражданскую позицию по отношению к общественным проблемам. 

И еще одно мое любимое направление – это работа по профориентации. Сегодня большинство старшеклассников выбирает профессию, руководствуясь мотивами престижности и возможностями высокого заработка. Но мало кто задумывается: подойдет ли мне данный вид профессиональной деятельности.    

Я часто слышу от молодых специалистов: «Если бы мне дали возможность поработать по этой специальности, то вряд ли я связал бы свою жизнь с данной профессией».  Проводя профориентационные занятия для старшеклассников, я пришла к выводу, что для  осознанного выбора профессии мало изучить интересы и склонности учеников. Важно дать им возможность шагнуть в профессию, примерить ее на себя. Поэтому и появилась идея проведения в нашей школе профессиональных проб. 

Профессиональная проба – это профессиональное испытание, имитирующее элементы конкретной профессиональной деятельности, которое способствует сознательному освоению школьниками профессии. Это дает возможность не только познакомиться с условиями и особенностями труда представителей данной профессии, но и оценить собственные возможности, свою готовность к выполнению данной профессиональной деятельности. 

Профессиональные пробы проводятся в форме деловой игры. Она состоит из двух этапов: теоретического и практического. В ходе игры участники заполняют карту профессиональной пробы. Дети должны узнать как можно больше подробностей о труде профессионалов и выполнить практическое задание. Пока я разработала программы по 8 профессиям, которые были наиболее популярны среди наших школьников. Но возможно, придется расширить список профессий, потому что сегодня многие ученики хотели бы попробовать себя в качестве юриста, повара, переводчика и в др. профессиях. 

Конечно, перечисленные методы – это только малая толика интерактивных методов. Хорошими формами, позволяющими ненавязчиво обращать внимание молодежи на злободневные проблемы, является молодежный форум-театр, тренинговые занятия по принципу «равный обучает равного», дистанционное обучение и др. 

В своей работе я люблю пробовать разные методы, лишь бы они могли давать положительные результаты. Поэтому мое участие в проекте будет полезным не только мне, но и всему нашему  учебному заведению, поскольку позволит повысить качество правового воспитания молодежи, а вместе с тем  повысить толерантность в нашем обществе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий