вторник, 22 марта 2011 г.

Эссе Людмилы Кулик.


Основной путь внедрения инновационных технологий воспитания и обучения в условиях общественного объединения – это разработка и реализация различных образовательных проектов, в основе которых интерактивные методы.


Многие педагогические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов воспитания и обучения. Это же можно сказать и о деятельности детских и молодёжных объединений.

Хотелось бы уточнить смысл этого понятия. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка:  «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать. Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с  кем-либо, например, с человеком или чем-либо, например, компьютером.. Следовательно, интерактивное обучение и воспитание — это, прежде всего, общение на основе диалога, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, воспитателя и воспитанника..

Каковы основные характеристики «интерактива»? Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых подросток, молодой человек чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность и это делает продуктивным сам процесс обучения

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все  его участники оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность в процессе познания, освоения определённой темы означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Над подростком не висит «дамоклов меч» оценки.

Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. 

Что представляют собой формы интерактивного обучения? В настоящее время разработано немало форм групповой работы для обучения праву. Наиболее известная из них — тренинг, который включает разнообразные виды интерактива.  Например, в процессе  проведения тренинга «Права ребёнка» организуются индивидуальная, парная и групповая работа,  ролевые игры, различные игровые упражнения («Консенсус и конфронтация» «Да. Нет. Может быть» и другие), работа с документами (Конвенция ООН о правах ребёнка, Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка»), обсуждение статей, тестирование и совместное оценивание результатов теста. 

В 2003 году в Республиканском общественном объединении «Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО» был осуществлён проект  «Университет прав ребёнка»,целью которого была подготовка организаторов тренингов «Права ребёнка» на основе принципа «Равный обучает равного». Думаю, что осуществление подобных проектов – прекрасный пример внедрения инновационных форм и методов  в практику правового воспитания молодёжи.

Как же на практике осуществлять интерактивное общение?  Успех любого тренинга зависит от выполнения нескольких условий. Важнейшее условие  — личный опыт участия тренера в тренингах. Важное значение имеет мотивация участников.  Это должны быть заинтересованные, а не случайно и быстро собранные люди.  Предпосылки успеха – это личная заинтересованность в теме  участников и тренера ,  а также  небольшое количество участников – до 15-20 человек, комфортная обстановка, наличие всех необходимых материалов. Важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе  и каждому была предоставлена возможность выступить по проблеме.

В заключение отмечу, что  использование интерактивных методов позволяет решать одновременно несколько задач. Главное — оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками, обеспечивает усвоение важной информации в непринуждённой обстановке, а также учит работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Опыт подготовки и проведения тренингов «Права ребёнка» «Конфликтология», «Межкультурное общение»»Лидерство» «Толерантность» в клубе ЮНЕСКО «Дружба» подтверждает вышесказанное.

Комментариев нет:

Отправить комментарий