понедельник, 21 марта 2011 г.

Эссе Ады Русанович.


В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется общество, а значит, меняются требования, предъявляемые обществом к учителю. Остается открытым вопрос, какие качества учителя (или «компетенции») должны быть константными, т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени.    

Так, например, всего 10-15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это качество необходимо современному учителю. Эти вопросы актуальны и для педагогического образования: «Какой учитель должен работать в современной школе?»; «Какой учитель необходим современному ученику?» и для родителей, которые сейчас имеют неограниченные возможности выбирать учебное заведение для своего ребенка, а главное, этот вопрос важен для учеников: «У какого учителя они с удовольствием будут учиться?» 

Анализируя беседу с учащимися о качествах современного педагога, были сделаны следующие выводы. Самое большое требование современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. Интересно отметить, ученики не обошли вниманием и такие качества, как внешний вид и стиль учителя, ребята отмечали, что учитель должен быть «молодой», «красивый», «современно одет», «улыбчивый, обаятельный», «крутой», «стильно одевающийся». 

Современный педагог должен уметь формировать в развивающемся человеке способности активного творчества, социально новые качества, отвечающие динамичным и устремленным в завтрашний день переменам социума. А какими способами? Какими формами работы? Что должен уметь СОВРЕМЕННЫЙ педагог?

Структура педагогической деятельности включает в себя множество направлений: диагностическая деятельность, информационно-объяснительная деятельность, коммуникативная деятельность, аналитико-оценочная деятельность. Есть определенные правила и т.д. Но все меняется. 

И одним из непременных компонентов педагогической деятельности учителя современной школы является инновационная деятельность. Это творческий, исследовательский вид педагогической деятельности и органично связан со всеми предыдущими. Применение педагогической теории на практике само по себе носит творческий и исследовательский характер, т.к. никогда не бывает двух одинаковых классов, никогда не бывает двух одинаковых учеников и никогда не повторится вчерашняя педагогическая ситуация.

А самое главное, на мой взгляд, инновационные методы работы не позволяют учебному и воспитательному процессу быть скучным! У ребят появляется интерес, увеличивается и становиться осознанной мотивация к познанию. В этой связи учитель должен всегда на своей работе быть не только исследователем, но и новатором. Он должен не только творчески применять известные педагогические методики и технологии, но и стараться самостоятельно их выводить - из собственной практики. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий