понедельник, 21 марта 2011 г.

Эссе Людмилы Соловей.


Принимая человека таким, 
какой он есть, мы делаем его хуже; 
принимая же его таким, каким он должен быть,
мы заставляем его быть таким, каким он может стать. 
Иоган Вольфганг Гёте

Человек воспитывается в сложной системе отношений с внешней средой. Его нельзя сформировать или сделать как какую-то вещь. Человека нужно включить в деятельность, побудить к ней.      Тогда через механизм этой собственной деятельности вместе с другими он будет формироваться под ее влиянием. Создание определенных педагогических ситуаций, которые удовлетворяют потребности человека в общении, впечатлениях развлекательного и познавательного характера, сопереживании, эмоциональной разрядке – это и есть инновационная форма работы.     


Одно из важнейших условий в любой форме активной работы  - эффект Зейгарник (эффект незавершенного действия) – явление, заключающееся в том, что человеком в силу сохраняющегося мотивационного напряжения лучше запоминаются его незавершенные действия, чем завершенные.

Важнейшее условие организации любого педагогического воздействия, когда педагог не доводит идею до конца, а подводит участников к ее пониманию и самостоятельному завершению. В таком случае она воспринимается ими как самостоятельно усвоенная. 

Так как я работаю в школе, то считаю важным использование в воспитательной работе с подростками инновационных форм и методов. До недавнего времени процесс развития ученика происходил стихийно, неуправляемо. Школа в большей степени следила за успеваемостью ученика. Все остальные, наиболее важные стороны процесса личностного развития, были вне влияния школы. 

Школа следила за внешними проявлениями процесса развития детей, чтобы эти проявления соответствовали определённым правилам и принятым моральным нормам. Внутреннее, духовное развитие ученика проходило вне влияния школы, не изучалось и не направлялось ею, не учитывались индивидуальные и личностные особенности, творческая инициатива. Сейчас это положение изменилось. 

Главной целью стало целенаправленное развитие, воспитание гармоничной. инициативной, предприимчивой личности. Ведь от сегодняшних активных, творческих лидерских качеств наших детей зависит будущее.  Именно они станут элитой нашего общества, будущими президентами, дипломатами, министрами, людьми которые будут решать какой быть нашей стране. Поэтому такие традиционные формы и методы работы с молодёжью как лекции, беседы, доклады вследствие бурного развития социально-экономических отношений становятся непопулярными и неэффективными. 

Нужно использовать интерактивные технологии, а именно такие активные формы работы как тренинги, ролевые игры, драматизации, то-шоу, агитбригады. дискуссии, диспуты, мастер-классы, круглые столы, практикумы, где ребята принимают самое активное участие в обсуждении и решении какой либо проблемы. Участие в таких мероприятиях позволяет ребятам максимально раскрыть свой личностный потенциал, показать свои способности, возможности. Известно, что там, где кончаются знания, начинаются мнения. Особенно ощутимо это в подростковой и юношеской среде.   

Обмен мнениями с такими же, как и ты, выводы, подкрепленные суждениями авторитетных людей, которые не учат, а рассуждают вместе с тобой, – намного действенней назидательных бесед с примерами из художественной литературы.   

У ребят которые ещё не проявляют особой активности, вследствие, особенностей характера, темперамента в результате участия в таких мероприятиях повышается уверенность в себе, в своих силах и возможностях, повышается самооценка. Робкие, немного закомплексованные  ребята видят как их сверстники активно участвуют в обсуждении, дискуссируют и, естественно, многие комплексы, которые им когда-то мешали в общении да и в жизни пропадают. И у нас появляется новый активный человек, который поборол свои комплексы, недостатки, страхи перед чем-то. Рождается свободная. уверенная в себе, неравнодушная личность, которая готова ко многим  делам и поступкам. И это здорово.                        

Так как я психолог, то  активно использую в своей работе интерактивные технологии, инновационные формы и методы работы. Провожу с подростками тренинги по обучению коммуникативным умениям и навыкам, снятию тревожности и агрессивности, повышению самооценки и уверенности в себе. Такие тренинги состоят из 10-15 занятий, каждое занятие имеет 8-10 упражнений, направленных на формирование или коррекцию определённых свойств личности.  Очень приятно видеть, когда ребёнок становиться общительным, не боится устанавливать контакты с новыми людьми, не боится высказаться, выражать свои мысли, ведёт себя спокойно, становится уверенным в себе и в своих силах.  Есть  агрессивные дети, ребята с девиантным поведением, с которыми проводятся коррекционные мероприятия. Результаты тоже видны. 

Если сравнить подростков теперешних и тех, которые были 15 лет назад, то это совсем другие дети. Они не будут сидеть и слушать неинтересную лекцию или доклад, они прямо об этом скажут. Ребят не заставишь участвовать в каком-то мероприятии если им это не интересно. Ребята хотят сами делать и проводить интересные для их самих дела. И в этом им надо помочь. Использование педагогом инновационных форм и методов работы, эмоционального отношения подростка к окружающему мир – один из важнейших путей проникновения в юношеское сознание, его расширения, углубления и  реконструирования.

Задача педагога создать позитивные эмоциональные ситуации с использованием инновационных, интерактивных методов и приёмов, при котором тяга к познанию и восприятию той или иной информации станет желаемой и интересной. К данной проблеме требуется творческий подход со стороны и взрослых и детей. Это становится возможным, когда ребёнок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач. При этом развиваются не только исполнительские способности, но и творческие, такие как наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, устанавливать закономерности, мыслить креативно и нестандартно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий